|
Страничка психолога |
Как научить ребенка читать.
Очень часто родители задают вопросы «С какого возраста можно учить ребенка чтению?», «С чего начать?», «Какую литературу использовать?». Вот какие рекомендации здесь можно дать.
Стоит приступать к обучению грамоте только тогда, когда ребенок сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Вы читаете своему сыну или дочери на ночь каждый день?
- Нельзя принуждать дошкольника к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
- Обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме.
- Никогда не следует высказывать своего разочарования малышом и его достижениями при обучении грамоте.
- Ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Ни в коем случае нельзя знакомить ребенка с буквами Р, Ш, Л и т.д., если он пока не освоил правильного произношения звуков, соответствующих этим буквам.
- Нельзя закреплять неправильное произношение звуков ребенком при обучении чтению, так как это может спровоцировать нарушения письменной речи. Именно это часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка в школе.
- Для обучения дошкольников грамоте подходят только те буквари и азбуки, в которых порядок изучения букв представлен в соответствии с развитием речи ребенка в норме, с порядком появления звуков в речи.
- Букварь или азбука, которые вы выбираете для ребенка, должны быть подготовлены педагогом, методистом, знающим методику обучения дошкольника грамоте и предлагающим вам правильный порядок изучения букв и правильные приемы обучения ребенка грамоте. Не поленитесь найти сведения об авторе книги, которую вы выбираете.
- Следует называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними.
- Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза стоит только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
- В ребусы, кроссворды следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
- Не стоит предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными буквами (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не стоит давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях. Лучше сказать, что это он узнает в школе.
- Взрослому стоит помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: СНЕГ – [СН’ЭК], МОРОЗ – [МАРОС] и т.п. Поэтому не следует предлагать ребенку определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Там этих звуков просто нет. Следует правильно выбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или в середине слова.
- Не нужно убеждать ребенка в том, что в начале слов очки, орех, окно слышится звук [о]. В данном случае написание слов расходится с произношением. Звук [о] слышится в начале слова только в ударной позиции (окунь, ослик, обруч).
- Точно также мы не слышим звука [э] в начале слов экскаватор, электричка. Звук [э] слышится в начале слов только в ударной позиции (эльф, эму, Эля).
- С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке.
Желаем удачи!
Говорите своему ребенку:
1. Я люблю тебя. 2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 8. Спасибо. 9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе.
Рассказывайте:
11. Историю их рождения или усыновления. 12. О том, как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие. 13. Историю о том, как вы выбирали им имена. 14 О себе в их возрасте. 15. О том, как встретились их бабушки и дедушки. 16. Какие ваши любимые цвета. 17. Что иногда вам тоже сложно. 18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*. 19. Какой у вас план. 20. Чем вы сейчас занимаетесь.
Слушайте:
21. Вашего ребенка в машине. 22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 23. Вопрос, в котором ребенок действительно нуждается в вашей помощи. 24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение. 25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка.
Спрашивайте:
26. Почему ты думаешь, это случилось? 27. Как думаешь, что будет если .....? 28. Как нам это выяснить? 29. О чем ты думаешь? 30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 31. Как думаешь, какое "оно" на вкус?
Показывайте:
32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать. 33. Как свистеть в травинки. 34. Как тасовать карты, сделать веер/домик. 35. Как резать еду. 36. Как складывать белье. 37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа. 38. Привязанность к вашему супругу. 38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно.
Выделите время:
39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками. 40. Чтобы посмотреть на птиц. 41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить. 42. Ходить в какие-то места вместе. 43. Копаться вместе в грязи. 44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка. 45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет.
Порадуйте своего ребенка:
46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 47. Положите шоколад в блины. 48. Выложите еду или закуску в форме смайлика. 49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать. 50. Играйте с ними на полу.
Отпускайте:
51. Чувство вины. 52. Ваши мысли о том, как должно было быть. 53. Вашу потребность быть правым.
Отдавайте:
54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами. 55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату. 56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. 57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 59. Делайте ванну в конце длинного дня. 60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку. |
|
| | |