Искусство пения
Известный венгерский композитор З.Кодай в 1929 году писал: «Пение- – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища».
Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит.
Пение – основной вид деятельности дошкольников. Это деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни, развивающий память, внимание, воображение, речь детей, обогащающий словарный запас, расширяющий кругозор.
Пение развивает музыкальные способности детей: музыкальный слух, память, чувство ритма. Войнова считала, что в пении формируется весь комплекс музыкальных способностей. А дирижер Л.Стоковский писал: «Для ребенка голос – это первейший и самый доступный инструмент.»
Пение используется в качестве эффективного средства для исправления целого ряда речевых дефектов, которые нередко встречаются у детей дошкольного возраста:
1.Неразвитость речевого аппарата;
2.Слабость дыхания;
3.Малоподвижность неба;
4. Несогласованность слуха и голоса. (до 12 лет.)
5. Нарушения речи (логопедические);
6. Маленький диапазон.
С помощью пения исправляют невнятное произношение отдельных звуков, искореняют нездоровую привычку к скороговорке, а также вылечивают от заикания. В этом отношении особенно полезны песни замедленного темпа, исполнение которых приближено к речитативу.
Пение помогает совершенствовать голосовой аппарат и вокально-слуховую координацию, укрепляет голосовые связки, способствует здоровому развитию органов дыхания. Дефекты дыхания и его ослабление – явления столь же частые, как деформация стоп и искривление позвоночника. Это связано со многими причинами, но одна из них – физическая ослабленность детей. Нарушение в работе защитного механизма верхних дыхательных путей, слабо работающий дыхательный аппарат, незакаленность, малоподвижность приводят к затруднениям, функциональным нарушениям и заболеваниям дыхательной системы, к ослаблению иммунитета. Пение позволяет:
1.Восстановить правильное дыхание;
2.Укрепить мускулатуру дыхательных путей;
3.Стабилизировать газо- и энергообмен.
4.Достичь психофизического равновесие.
В своей работе я уделяю большое внимание развитию детских голосов, которые должны литься свободно, без напряжения и крика, быть естественными и выразительными. Когда ребенок поет свободно и легко, так же, как разговаривает, его голос сам развивается и укрепляется. Особенно хорошо голосовые данные развиваются во время работы над протяжной песней. А «выводки» (долгий распев одного слога или слова) развивают дыхание. Вот почему пение как средство лечения назначается детям с заболеваниями дыхательных путей. Вдох носом, в то время как рот открыт, – это активная пауза. Бесшумность вдоха при неподвижности плеч и грудной клетки автоматически влечет за собой правильную работу дыхательной мускулатуры. Удлиняя выдох при исполнении медленных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом как антонимом вдоха. После занятий пением дыхание становится более экономным, а от этого, по утверждению ученых, напрямую зависит работоспособность человека. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и хорошее функционирование сердечно-сосудистой системы, потому что на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов, приходится большая нагрузка.
Помимо привычных упражнений, направленных на развитие фонематического слуха, использую упражнения в певческой деятельности - пение фонем, голосовое подражание, декламация на фоне музыки, интонационно-речевая живопись или пение по линиям, пение по графическим символам (звуковысотным и ритмическим), сопоставление длительностей звучания, "оживление" ритмов, пение каноном (шутливые зарисовки), ритмодекламация.
Особое внимание уделяю введению фонопедических игр и упражнений, среди которых: фонопедическая игра "В доме моем тишина" (имитация бытовых шумов), "Пение птиц" (дети поют и подражают пению птиц), "Едем, едем на тележке" (подражание бытовым звукам). Упражнения "Страшная сказка" (произнесение низким звуком гласных У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ); упражнение "Штро-бас" (шумовой, низкий шуршащий - трещащий - скрипящий - рокочущий звук); "Волна"; "От шепота до крика"; "Крик - вой"; "Волна с криками чаек"; "Хохотательная разминка" (развитие фонематического и ритмического слуха). Использую специальные игры с детьми: "Разговор на неизвестных языках".
Каждое занятие начинаем с приветствия. Приветствие-знакомство играет важную роль. Во время этих игр происходит общение, энергетический обмен. Каждый ребенок осознает себя. Как нечто важное. Его имя повторяют все, к нему обращаются индивидуально. Называя себя в полный голос, с местоимением «Я», ребенок самоутверждается.
Во время пения у детей происходит обогащение всего организма кислородом, что очень полезно для детского здоровья.
Пение группой, хором помогает детям почувствовать себя полноценной частью одного коллектива, обрести эмоциональную стабильность, аннулировать проблемы в развитии коммуникативной сферы, исполнение песен мажорного лада и оптимистического содержания помогает детям повысить эмоциональный тонус. А поддержка педагога во время сольного исполнения позволяет повысить самооценку.
На занятиях применяю речевые, пальчиковые игры, упражнения для работы над дикцией, артикуляцией, для расширения диапазона голоса.
Наиболее часто я использую «рисование голосом» различных фигур (листочек, цветок, елочка, снежинка), а так же рисование своего портрета или персонажа песни, глиссандирование в речевых играх. Речь и музыка имеют одни и те же средства выразительности. Они помогают в развитии мелодичности, слуха, ритмичности, звуковысотности.
Заключение.
Результаты работы показывают, что занятия пением дают следующие результаты, а именно:
- положительно влияют на развитие певческих данных детей:
владение своим голосом (тембром, динамикой, дикцией, настроением),
развитие голосовых и речевых интонаций, чистоты интонирования;
- развивают факторы фантазии, многовариантности, чувствительности;
- происходит знакомство с детским фольклором.
- уменьшают избыточное психоэмоциональное напряжение, появляется внутренняя раскрепощенность.
- происходит положительное, оздоровительное влияние на весь организм ребенка.
Таким образом, пение открывает реальные возможности оздоровления организма детей, а также развития их музыкальных способностей.
Тест «Готов ли ваш ребёнок учиться читать»
Предлагаю вам ответить на вопросы теста, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.
· Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?
· Способен ли он их пересказать?
· Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?
· Содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?
· Знает ли Ваш малыш буквы, просит ли Вас научить его читать?
· Имитирует ли он чтение вслух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением «читает» ее)?
· Пытается ли Ваш ребенок «писать» собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?
· Когда Вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?
· Он аккуратно хранит свои любимые книги?
· У вашего ребенка богатый словарный запас?
· Читать книги ему нравится больше, чем смотреть телевизор?
· Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с той же буквы, на которую заканчивается слово «стол». Получилось?
· Если Ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он самостоятельно соединить их?
· У Вашего малыша нет логопедических проблем?
· Спросите ребенка, одно и то же ли слово ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?
· Обычно он говорит развернутыми предложениями?
· Ваш малыш с удовольствием учится читать?
· Он знает много стихов и песен?
Результаты теста:
От 0 до 5 очков
Если Вашему малышу меньше пяти лет, то у Вас нет поводов для беспокойства. Но с чтением лучше пока не торопиться. Если же ребенок стоит на пороге школьной жизни, то постарайтесь заинтересовать чадо процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может быть, ему понравится книга про себя, любимого – иллюстрированная его собственными фотографиями?
От 6 до 12 очков
На сей момент можно говорить о средних способностях Вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание поближе с ними познакомиться? Порой «настоящие, большие» книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.
От 13 до 18 очков
Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, «как взрослые», но и возможность самостоятельно узнать много полезного и занимательного из книг.
Консультацию подготовила
И. В. Лазутина