Детский сад "Эврика" г. Перми

Страничка психолога

 

   

Как научить ребенка читать.

 

Очень часто родители задают вопросы  «С какого возраста можно учить ребенка чтению?», «С чего начать?», «Какую литературу использовать?». Вот какие рекомендации здесь можно дать.

Стоит приступать к обучению грамоте только тогда, когда ребенок  сам захочет познакомиться с буквами и научиться читать. Помните, что для этого нужно воспитывать культуру чтения у ребенка. Вы читаете своему сыну или дочери на ночь каждый день?

  • Нельзя принуждать дошкольника к обучению грамоте, закладывая тем самым почву для нелюбви к учебе вообще и к школе в дальнейшем.
  • Обучение дошкольника грамоте должно проходить в игровой форме.
  • Никогда не следует высказывать своего разочарования малышом и его достижениями при обучении грамоте.
  • Ребенка можно знакомить только с теми буквами, которым соответствуют звуки, правильно произносимые им. Ни в коем случае нельзя знакомить ребенка с буквами Р, Ш, Л и т.д., если он пока не освоил правильного произношения звуков, соответствующих этим буквам.
  • Нельзя закреплять неправильное произношение звуков ребенком при обучении чтению, так как это может спровоцировать нарушения письменной речи. Именно это часто становится одной из причин неуспеваемости ребенка в школе.
  • Для обучения дошкольников грамоте подходят только те буквари и азбуки, в которых порядок изучения букв представлен в соответствии с развитием речи ребенка в норме, с порядком появления звуков в речи.
  • Букварь или азбука, которые вы выбираете для ребенка, должны быть подготовлены педагогом, методистом, знающим методику обучения дошкольника грамоте и предлагающим вам правильный порядок изучения букв и правильные приемы обучения ребенка грамоте. Не поленитесь найти сведения об авторе книги, которую вы выбираете.
  • Следует называть буквы так же, как звуки ([б], а не [бэ], [р], а не [эр]) до тех пор, пока ребенок не будет знать все буквы и читать слова и предложения с ними.
  • Предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза стоит только те слова, написание которых абсолютно не расходится с произношением (мак, кит, уха, луна, пила, крот, мост, блин, бинт, мышка, мишка, крупа, глина, малина). Не следует брать для этого вида анализа и синтеза слова, содержащие более шести звуков.
  • В ребусы, кроссворды следует включать только те слова, написание которых не расходится с произношением.
  • Не стоит предлагать дошкольнику для звукового анализа и синтеза слова с йотированными буквами (ель, ёж, юла, яма, пена, Тёма, брюква, клякса). Не стоит давать объяснений, какие звуки обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в разных позициях. Лучше сказать, что это он узнает в школе.
  • Взрослому стоит помнить, что звонкие согласные оглушаются в конце слова: СНЕГ – [СН’ЭК], МОРОЗ – [МАРОС] и т.п. Поэтому не следует предлагать ребенку определять место звука [г] в слове снег и место звука [з] в слове мороз. Там этих звуков просто нет. Следует правильно выбирать слова для определения места указанного звука в слове и не забывать, что звонкие согласные встречаются только в начале или в середине слова.
  • Не нужно убеждать ребенка в том, что в начале слов очки, орех, окно слышится звук [о]. В данном случае написание слов расходится с произношением. Звук [о] слышится в начале слова только в ударной позиции (окунь, ослик, обруч).
  • Точно также мы не слышим звука [э] в начале слов экскаватор, электричка. Звук [э] слышится в начале слов только в ударной позиции (эльф, эму, Эля).
  • С самых первых прочитанных ребенком слов следует работать над осознанностью чтения. Ребенок прочитал слово дом. Предложите показать дом на картинке.

 

Желаем удачи!

 

Говорите своему ребенку: 

1. Я люблю тебя. 
2. Люблю тебя, не смотря ни на что. 
3. Я люблю тебя, даже когда ты злишься на меня. 
4. Я люблю тебя, даже когда я злюсь на тебя. 
5. Я люблю тебя, даже когда ты далеко от меня. Моя любовь всегда с тобой. 
6. Если бы я могла выбрать любого ребенка на Земле, я бы все равно выбрала тебя. 
7. Люблю тебя как до луны, вокруг звезд и обратно. 
8. Спасибо. 
9. Мне понравилось сегодня с тобой играть. 
10. Моё любимое воспоминание за день, когда мы с тобой что-то делали вместе. 

Рассказывайте: 

11. Историю их рождения или усыновления. 
12. О том, как вы *нежничали* с ними, когда они были маленькие. 
13. Историю о том, как вы выбирали им имена. 
14 О себе в их возрасте. 
15. О том, как встретились их бабушки и дедушки. 
16. Какие ваши любимые цвета. 
17. Что иногда вам тоже сложно. 
18. Что когда вы держите их за руку и сжимаете ее 3 раза, это секретный код, который означает - *люблю тебя*. 
19. Какой у вас план. 
20. Чем вы сейчас занимаетесь. 

Слушайте: 

21. Вашего ребенка в машине. 
22. Что ваш ребенок рассказывает про свои игрушки, и подумайте, насколько это для него важно. 
23. Вопрос, в котором  ребенок действительно нуждается в  вашей помощи. 
24. На одну секунду дольше, чем позволяет ваше терпение. 
25. Чувства, которые стоят за словами вашего ребенка. 

Спрашивайте: 

26. Почему ты думаешь, это случилось? 
27. Как думаешь, что будет если .....? 
28. Как нам это выяснить? 
29. О чем ты думаешь? 
30. Какое у тебя самое приятное воспоминание за день? 
31. Как думаешь, какое "оно" на вкус? 

Показывайте: 

32. Как сделать что-то, вместо того, чтобы запрещать это делать. 
33. Как свистеть в травинки. 
34. Как тасовать карты, сделать веер/домик. 
35. Как резать еду. 
36. Как складывать белье. 
37. Как искать информацию, когда вы не знаете ответа. 
38. Привязанность к вашему супругу. 
38. Что заботиться о себе, ухаживать за собой очень важно. 

Выделите время: 

39. Чтобы понаблюдать за строительными площадками. 
40. Чтобы посмотреть на птиц. 
41. Чтобы ваш ребенок помог вам готовить. 
42. Ходить в какие-то места вместе. 
43. Копаться вместе в грязи. 
44. Чтобы выполнять задания в темпе вашего ребенка. 
45. Чтобы просто посидеть с вашим ребенком, пока он играет. 

Порадуйте своего ребенка: 

46. Сделайте сюрприз и уберите в его комнате. 
47. Положите шоколад в блины. 
48. Выложите еду или закуску в форме смайлика. 
49. Сделайте какие-то звуковые эффекты, когда помогаете им что-то делать. 
50. Играйте с ними на полу. 

Отпускайте: 

51. Чувство вины. 
52. Ваши мысли о том, как должно было быть. 
53. Вашу потребность быть правым. 

Отдавайте: 

54. Смотрите на вашего ребенка добрыми глазами. 
55. Улыбайтесь, когда ваш ребенок заходит в комнату. 
56. Отвечайте взаимностью, когда ваш ребенок вас касается. 
57. Настройте контакт, прежде чем что-то говорить (исправлять), чтобы ваш ребенок действительно вас услышал. 
58. Давайте вашему ребенку возможность справится со своим недовольством (гневом, злостью), прежде чем оказать ему помощь. 
59. Делайте ванну в конце длинного дня. 
60. Выберите сами ваш любимый способ быть добрым к вашему ребенку.

Дата последнего обновления страницы 21.10.2020
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения